21.11.2025

Цифровая проектная среда как основа подготовки кадров: ключевые идеи круглого стола в Государственной Думе

В Государственной Думе состоялся Круглый стол «Университеты в новой модели высшего образования: тренды, вызовы, решения» с участием руководителей ведущих университетов России, представителей Минобрнауки РФ и технологических партнеров вузов.

Дмитрий Афанасьев, замглавы Минобрнауки РФ, в своем выступлении отметил необходимость перезагрузки объема и содержания практической подготовки в вузах, чтобы адаптация выпускников на рабочем месте была минимальной по длительности. Не менее важно, чтобы работодатель понимал, с какими квалификациями к нему пришел выпускник. Такую информацию даст полноценный диплом.

«Кроме основной квалификации, будут указаны дополнительные квалификации, полученные им за время обучения, в том числе рабочие, при необходимости, или дополнительные через систему ДПО. И, может быть, мы детализируем, есть такое предложение, детализировать те работы, которые он реально выполнял за годы обучения, чтобы работодатели видели, какие проекты выполнены, какие задачи он успел решить в группе или индивидуально», — сказал Дмитрий Афанасьев.

Наталья Иванова, генеральный директор Группы компаний IPR MEDIA, эксперт в сфере формирования электронной информационно-образовательной среды:

  • «Сегодня выпускники вузов, помимо фундаментальных знаний, должны обладать практическими навыками, уметь критически мыслить, работать в команде и качественно решать реальные задачи работодателя, чтобы их адаптация на рабочем месте была минимальной. Ключ к решению этой задачи — развитие проектной деятельности студентов в плотной связке с индустриальными партнерами, включение работодателей в образовательный процесс. 
  • Объединить вузы, студентов и работодателей позволяет цифровая проектная среда. Она выступает инструментом взаимодействия, дает возможность создавать, планировать, распределять задачи и контролировать их выполнение в рамках проектной деятельности, делает эти процессы прозрачными и позволяет формировать портфолио студента, в котором видно, в каких проектах он участвовал во время обучения.
  • Совместно с ГУАП мы уже запустили пилотный проект по развитию такой среды на базе цифрового кампуса DATALIB, где университет выступил как методолог, а компания как технологический партнер. Со временем стало понятно, что есть необходимость в развитии проектных компетенций ключевых сотрудников университетов, курирующих это направление. Сейчас с коллегами из ГУАП дорабатываем модуль акселерационных программ и планируем провести соответствующее обучение.
  • Чтобы проектная деятельность стала инструментом  достижения технологического лидерства, очень важно создать бесшовную среду, в которой будут реализовываться проекты обучающихся разных уровней образования: от учеников старших классов школ до студентов СПО и вузов, а также межуниверситетских команд. Важно, чтобы была возможность такой коллаборации на уровне цифровой платформы. Необходимо выработать нормативную составляющую, которая позволит создать единое цифровое пространство для взаимодействия в проектной деятельности без лишних бюрократических барьеров».